Mass Effect 3. Эта игра, которую я действительно ждал. Ждал с самого момента, когда с помощью астероида уничтожил ретранслятор в последнем DLC для Mass Effect 2. Две игры я пытался противостоять прибытию Жнецов, или хотя бы отсрочить, но старания Шепарда и Ко оказались каплей в море скепсиса и отрицания высших чинов галактических правительств и заключительная часть трилогии началась с массированной атаки армии синтетиков на Землю, к которой Альянс оказался не готов. Тотальное уничтожение, устроенное громадными механизмами на поверхности «колыбели человечества» задает атмосферу всей игре - теперь это не погоня за тайной, теперь это Война. Больше не нужно шастать по закоулкам галактики в поисках информации, чтобы все поверили в реальность угрозы, теперь необходимо выжить и главный вопрос - как? В ответе на этот вопрос и заключается суть третьей части «Эффекта массы».
Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату, Кому нести печаль свою? |
Начать нужно с того, что садиться за игру нужно в обязательном порядке пройдя две предыдущие части, последовательно перенеся свои сохранения из первой во вторую, и из второй в третью, ибо именно за счет этого сюжет получиться по настоящему целостным и перед вами будет настоящая трилогия, отдающая такой монолитностью, которой могут похвастаться только серии рельсовых шутеров, с поправкой на то, что все происходящее - ваших рук дело, а не жесткая постановка разработчиков.
Пролог игры как всегда выполнен не без здорового заряда эпичности: Земля в руинах, но человечество, как и положено, не сломлено - Андерсон, оставшись партизанить, отсылает Шепарда за помощью. Задачи у последнего три: найти действенное оружие против Жнецов, уболтать другие расы отрядить свои армии на спасение Земли и попутно рекрутировать на борьбу со Жнецами всех кто попадет под руки.
Покинув родную планету, Шепард по ходу сюжета понимает, что, во-первых, бывший ранее лояльным Призрак, теперь ему не совсем товарищ, а преследуя свои цели в «принуждению к миру» Жнецов строит постоянные козни Альянсу, а во-вторых - несмотря на очевидную угрозу всему живому, ни одна из рас Цитадели не может в полной мере отказаться от предрассудков по отношению друг к другу, и именно Шепарду необходимо отловить тех кошек, которые пробежали между кроганами, турианцами и саларианцами или кварианцами и гетами.
Помимо спасения галактики, сюжетно игра преследует цель завершить все истории, которые мало-мальски остались без ответа в первых двух частях: в ходе основных и части второстепенных квестов вы встретите всех соратников, когда-либо бывших в вашем отряде (за исключением тех, конечно, которые погибли в борьбе с Сареном или Коллекционерами) и многих второстепенных персонажей, с кем игра сводила вас ранее. Как обычно в играх BioWare не обошлось без романтической линии - у Шепарда есть возможность как возобновить отношения из предыдущих частей, так и закрутить новый роман. На то, что в игре есть возможность завести гомо-отношения лично я закрываю глаза, т.к. этот нюанс для тех, кто считает это нормальным - я в процессе прохождения придерживался обычного гетеросексуального поведения и, честно говоря, даже не заметил намеков от представителей одного с Шепардом пола на нечто неприличное, а об «элтонджоновщине» так и вовсе узнал, когда уже после прохождения читал чужие обзоры.
Утром лекарство от генофага - вечером армия против Жнецов. |
Есть ли у синтетиков душа? |
Большая часть отряда - это товарищи, с которыми мы ходили на «Властелина» и «Предвестника», из новых - только страдающий хронически хромающей субординацией Джеймс Вега, нашедшая себе новое тело СУЗИ - искусственный интеллект Нормандии и доступный после установки DLC «Из пепла» протеанин Явик, пролежавший в криокапсуле 50000 лет. Массивный космопех Вега представляет собой малоинтересного и порой малоприятного персонажа и после прихода в отряд новых старых компаньонов благополучно остается «куковать» на Нормандии в последующих миссиях. СУЗИ, по сути, скорее интересна только в разговорах о внезапно возникшем романтическом интересе к ней со стороны Джокера. А вот Явик персонаж вполне себе занимательный, так как в разговорах с ним преоткрывается полог тайны происходящего в конце прошлой «жатвы» полстатысячелетием ранее, а также показывается, что общество протеан было совсем не таким «белым и пушистым», как принято считать учеными-протеанологами.
В общем же, хоть некоторым сопартийцам уделено больше времени, а некоторым совсем чуть-чуть, однако именно они являются одним из заметных, на мой взгляд, недостатков игры. А конкретно это касается внешнего вида персонажей – кажется, что на большинство из них события после прохода ретранслятора Омега-4 не оказало заметного эффекта. К примеру, Миранда и Джейкоб, сбежавшие от Цербера утратили лишь эмблемки на униформе (которая осталась абсолютно такой же), даже не ясно как они в таком виде находятся в бегах - неужели было трудно надеть мисс Лоусон стандартную броню наемника или одежду женщины-дипломата, дабы показать, что она пытается затеряться в толпе. А тот же Легион, несмотря на очевидное повреждение корпуса, наспех залатанное кусками перовой брони Шепарда, после
Лиара ни капли не изменилась став Серым Посредником. |
Полевой журналист Диана Аллерс не раз намекнет на «приватное интервью». |
возвращения на Раннох не удосужился одним из первых дел мало-мальски «подшаманить» свою «мобильную платформу»? Из всех напарников больше всего прошедшие годы заметны на Эшли и Джек, пускай у первой это всего лишь распушенные волосы и синяя броня, а у второй отросшая коса - но это создает неуловимое свидетельство того, что они уже не совсем те, кем были в предыдущих частях. Я сомневаюсь, что такие косметические изменения было трудно произвести над всеми персонажами, но, наверное, BioWare пошли простым путем и решили сделать упор на узнаваемость особенностей внешности персонажей: белый обтягивающий комбинезон Миранды, дыра в правом боку Легиона, кожаный фрак Тейна и иже с ними.
Есть еще несколько чайных ложек дегтя в цистерну меда Mass Effect 3. Во-первых, зачем-то не в лучшую сторону был изменен дневник заданий - теперь кроме самой задачи в нем не отображается абсолютно никаких подробностей и полностью отсутствует промежуточный прогресс задания, а учитывая, что многие побочные квесты устроены по принципу добычи необходимого дополнительного итема во время прохождения основных квестов, то легко просто-напросто запутаться - получен ли необходимый предмет или нет, а ведь многие из них еще и имеют схожие названия: «данные Цербера»-«разведданные Цербера», «части Жнеца»-«части кода Жнеца». Вторая беда - получение квестов а-ля проверка слухов в Скайрим: по Цитадели не возможно пройтись, не подхватив пары-тройки побочных квестов не выполняя никаких особых действий, а просто оказавшись на достаточном расстоянии от разговаривающих NPC. И ведь потом надо еще разобраться, где ты «поймал» это задание, чтобы сдать его квестодателю. Ну и третье - недостаточная внимательность
Пару раз дадут покататься и на такой же штуке справа. |
Баньши, ИМХО, самый серьезный противник из пехоты Жнецов. | деталям, к примеру, многое без изменений перекочевало из предыдущих частей: те же описания планет, на чтение которых тратилось не мало времени в предыдущих частях, остались практически без изменений, как будто за три года на них абсолютно ничего не произошло. Или, такая мелочь как иконки военных ресурсов (подробности о которых ниже) одинаковы для каждой группы, что особенно обидно, когда находя различные артефакты смотришь на одну и туже иконку «каменной статуэтки» или одинаковые иконки всех найденных дредноутов азари. Ну и наконец, несмотря на то, что в игре присутствуют всего два(!) дрелла - Тейн и его сын Колят – их модели похожи друг на друга вплоть мелких до деталей костюма.
Ну, да ладно, ведь уже через несколько минут погружения в игру на эти детали обращаешь мало внимания, ведь перед тобой продолжение судеб, твоей и твоих напарников - и некоторые из них завершаются прямо на ваших глазах.
Вообще игра получилась гораздо мрачнее обеих предыдущих частей вместе взятых, следы «жатвы» несут практически все уголки галактики, а куда еще не добрались Жнецы, там вовсю хозяйничают «комбайны» Цербера. По ходу прохождения именно эти две стороны (за исключением кварианских миссий) попеременно сменяют друг друга на пути Шепарда к спасению галактики, и если состав «космодесанта» Цербера практически неизменен и только к концу игры появляются более-менее трудные в умерщвлении Фантомы, то армия Жнецов постоянно от миссии к миссии пополняется новыми видами и для каждого, за исключением «пушечного мяса» - Хасков и Каннибалов, необходимо искать отличный от другого подход. Апогеем этого становятся последние уровни, когда на поле битвы одновременно находятся несколько Баньши, Тварей и Налетчиков - тогда становиться довольно трудно даже для среднего уровня сложности.
Кстати, помимо классической смены сложности «новичок/ветеран» разработчики придумали еще одну интересную фишку - режим повествования.
Удар инструментроном не столько эффективен сколько эффектен. |
Качай, развивай, аппай уровень. | В нем нам дают возможность самостоятельно выбирать из трех способов преподнесения сюжета относительно шкалы квест-шутер, один полюс которой предлагает меньше перестрелок больше диалогов, второй, соответственно, наоборот, а третий же представляет собой равномерный сплав из этих двух частей и как по названию так и по сути является классическим RPG-режимом.
Механика игры перекочевала из второй части практически без изменений, добавили пару новых трюков вроде атаки инструментроном и подъем/спуск по приставным лестницам, однако, слава богу, разработчики полностью скатываться к системе шутера не стали. Большинство RPG-элементов также на месте: прокачка навыков и умений практически та же, какой была и в первой и во второй частях, добавили только «древообразности» шкале развития умения при распределении очков. Ну а за управление ответами во время диалогов все также отвечает уже ставшее стандартом «диалоговое кольцо», где по-прежнему, при наличии достаточного уровня героя/ренегата добавляются дополнительные варианты ответов.
Арсенал пополнился рядом новых пушек, а вот «тяжелое» оружие, появившееся в ME2 в третьей части убрали из постоянного набора. Теперь ракетницы можно только периодически подбирать в определенных местах, обычно когда вам противостоят «массивные» противники (Сборщики, Праймы) и после разрядки магазина их просто выкидываешь. Настройку оружия вернули к прообразу из первой части - изменение характеристик происходит за счет навешивания на пушку дополнительных модулей, причем все это теперь отображается на самой модели оружия. Модули, как и само оружие и детали брони либо разбросаны по локациям, либо покупаются в магазинах на Цитадели.
Апгрейд оружия стал более наглядным. |
Догонялки со Жнецами добавили полетам по системе больше смысла. |
Цитадель вообще является единственным местом, где можно потратить свои кровные и помимо вышеупомянутых улучшения оружия и брони, можно купить украшения для каюты капитана - модели кораблей (если вы занимались коллекционированием в ME2, то свои старые модельки найдете бессовестно сгруженными в грузовом отсеке Нормандии), рыбок для капитанского аквариума и самое замечательное - автоматическую кормушку для этих рыбок, из-за отсутствия которой во второй части так часто приходилось очищать аквариум от невинно заморенных голодом созданий.
В общем, экономическая система в ME3 урезана до минимума, как и занимающая раньше не последнее место добыча полезных ископаемых - их за сюжетной ненадобностью просто убрали. Вместо этого мы теперь сканируем планеты в поисках, так называемых, военных ресурсов: либо увеличивающих мощь народно-освободительную армии галактики (военные корабли, отряды и т.п.), либо влияющих на постройку «Горна» (ученые, технологии, протеанские артефакты и т.п.). Общее положение по обоим показателям отображается на шкале «готовности к войне», минимальная отметка на которой достаточно влияет на одну из концовок игры. Саму добычу разбили в два этапа: сканирование звездной системы на наличие ресурсов на планетах, а затем сканирование самой планеты по образу ME2, а так же усложнили за счет того, что в захваченной Жнецами системе при долгом сканировании на карте появятся миниатюрные «механические кальмары» и начнут гоняться за Нормандией. Перелеты между звездами в пределах одного скопления вновь, как и в ME2, требуют топлива, однако за счет того, что практически в каждой захваченной Жнецами системе можно бесплатно пополнить баки на развалинах топливных складов - траты на заправку минимальны.
Жатва «созревшей цивилизации» в разгаре. |
Мальчик из кошмаров Шепарда создает непередаваемую атмосферу безысходности. |
Все эти элементы хоть и важны, но, все-таки, не самое главное именно в этой игре - первостепенно значение имеют сюжет и режиссура. И первое, и второе выполнено на уровне лучших голливудских блокбастеров и полностью соответствует планке, установленной двумя первыми играми. Как я уже говорил, финальная часть трилогии вышел намного мрачней, несмотря на развития сюжета, локальные победы над Жнецами и заочной надежде на хэппи-энд (ведь все таки игра), до конца нет полной уверенности в победе, ведь даже ночные кошмары Шеппарда указывают, что в прожженной военной душе капитана царит неуверенность в будущем. Все кат-сцены поставлены так, будто смотришь кино, а прекрасные кавер-треки позволяют полностью погрузиться в атмосферу. В сценах также остался оправдавший себя в ME2 интерактивчик в виде нажатия во время диалога правой/левой кнопки для совершения хорошего/плохого поступка.
Кстати, в плане морали выбор стал гораздо труднее: часто приходиться чем-то жертвовать и поступать не по чести. В самом начале игры Призрак сказал фразу – «Из этой войны тебе не удастся выйти чистым» и именно это, наверное, характеризует большинство выборов на развилках сюжета: что важнее - привязанности Шепарда или жизнь в галактике? Размытость понятий хорошее/плохое начатое в первой части и удвоенное в ME2, теперь стало еще больше - хороший поступок не обязательно может привести к чему-то доброму, а плохой, наоборот, может спасти кому-то жизнь. Ну и, конечно, самый главный выбор остается за Шепардом в финале игры.
Старый конь борозды не протит, а сам кому хочешь борозды даст. |
Эх, Призрак, а я тебе верил... |
Финал - вишенка на торте всей трилогии, испытать которую необходимо самому, поэтому просто скажу, что таких сильных и противоречивых эмоций от концовки компьютерной игры я еще никогда не получал. И после того, как побежали титры я понял что это конец. Идеальный конец идеальной трилогии. Дальше не будет, да и не должно быть никакого продолжения - только абсолютно другое новое начало.
PS. Единственное разочарование, которое я получил от игры – это осознание, что это действительно конец. Если я неоднократно переигрывал Mass Effect и Mass Effect 2 в оглядке на то, как это отразиться в Mass Effect 3, то заново садиться за третью часть желания нет – потому что я уже знаю, чем все закончиться.
PPS. Пока не довелось опробовать новую составляющую для серии Mass Effect – мультиплеер, но, надеюсь, в скором выделю под него пару вечеров и, возможно, также отпишусь о своих впечатлениях.
|