Один раз - случайность, два - совпадение, три - уже закономерность. И вот как раз новый Tomb Raider и является третьей подряд (после Deus Ex и Hitman) попыткой Square Enix реанимировать старые франшизы Eidos, и как показал релиз - снова вполне удачно. Но новых приключений Лары я ждал совсем не потому, что надеялся, что это будет просто хорошая игра - в этом случае первостепенную роль сыграл «эффект ностальгии». На стыке тысячелетий, когда у меня только появился собственный компьютер, Томб Райдер, тогда еще купленная в виде «антологии от Фаргус», стала первой игрой, в которую я зависал сутками... в общем, история этой «любви» потянет еще на одну полновесную статью и сейчас разговор не об этом. А о том, какой леди Крофт вернулась после «перезагрузки» серии.
А вернулась она, честно говоря, совсем не той, какой я ее запомнил. По сравнению с первыми частями практически все в игре поменялось чуть меньше чем полностью. Но в это «чуть меньше» разработчики умудрились запихать так много «милых сердцу» мелочей, что уже через пол часа игры с удивлением подмечаешь - да, это действительно Лара, пускай еще не та жесткая и самоуверенная расхитительница гробниц, но все равно уже она. Сочетание «еще» и «уже», к слову, будет, наверное, самым популярным в этой статье - ведь весь синпосис Tomb Raider 2013 заключается в том, как из начинающего археолога Крофт стала охотницей за сокровищами.
Через пару секунд Лара Крофт начнет становиться Расхитительницей гробниц. |
Одно из самых захватывающих дух мест в игре. |
Итак, наши дни, корабль с археологической экспедицией бороздит Филиппинское море в поисках древнего острова Яматай, на коем в стародавние времена правила легендарного Императрица Солнца, наделенная способностями управлять погодой. Отчаявшись от отсутствия результатов, а так же опасаясь отзыва экспедиции, Конрад Рот, руководитель группы, под давлением аргументов молодого археолога Лары Крофт, направил корабль в сердце т.н. Треугольника Дракона (этакий тихоокеанский Бермудский треугольник). Естественно на такое бесцеремонное вторжение на свои территории «японские злые духи» отреагировали оперативно - поднявшийся шторм бросил корабль на скалы невесть откуда взявшегося острова. Чудом выжив в кораблекрушении и еле добравшись до берега, Лара теряет сознание... и приходит в себя подвешенной за ноги в пещере, залитой кровью и усеянной человеческими костями. По понятным причинам надолго тут не задержавшись, Лара выходит на поверхность (по пути обучая игрока тонкостям нового управления) - и тут начинается собственно игра.
Игроку предоставлен открытый мир с рядом локаций, между которыми можно путешествовать практически беспрепятственно. Чтобы заинтересовать игрока возвращаться на уже обследованные территории, в локациях доступны дополнительные задания, а также спрятаны секреты и артефакты, доступ к которым до поры ограничен какими-либо недостающими способностями, открывающимися по мере прохождения и прокачки персонажа.
Кстати, РПГ-элементы - еще одно из нововведений в серии. В игре присутствуют два основных момента: прокачка способностей и улучшение оружия. Первое включает в себя возможность выше прыгать, дольше лазать и больше видеть и т.п. и прокачивается за очки опыта, получаемые за выполнение заданий, убийства врагов и поиск артефактов. А за счет найденных/подобранных с трупов врагов деталей можно усовершенствовать оружие (коего в игре четыре штуки: лук, пистолет, автомат и дробовик - не густо, но это и все-таки не шутер, а полноправная эдвенчура). Непосредственное влияние на основную ветку сюжета прокачка не влияет, но если вам хочется посетить все закоулки, то удалить время прокачке все-таки придется.
Если заменить Лару на Голлума, получится аналогичный кадр из «Хоббита». |
На Ларе уже нет живого места, а это только середина игры. |
А посетить есть что: локации поражают и красотой и разнообразием - тут вам и леса, и кладбища кораблей, и заброшенные бункеры времен второй мировой, и трущобы местных жителей. На некоторых локациях реализована динамическая смена погоды и времени суток, только заскриптовано это не на определенную периодичность, а меняется в зависимости от прогресса прохождения главного квеста. И, в качестве последнего штриха в работе над реалистичностью большинство карт «заселено» различной живностью - от вездесущих ворон и крыс, до косуль и кабанов. За животными закреплена роль этаких мобов - с них можно получать опыт и детали - однако, охота на них очень быстро надоедает (я этим занимался только для стимовской ачивки), т.к. опыта от них мало, а деталей еще меньше. Так же явно в противовес не хватает хищников, как причины держать себя в тонусе при барражировании по уже открытым локациям - кроме встреченных в паре мест волков, которые в последствии не «респавнятся», опасностей нет абсолютно никаких.
Очень хорошо поработали левел-дизайнеры - к большинству необходимых точек на карте существует несколько путей, в зависимости от текущих способностей Лары. Помимо секретов и артефактов, на некоторых картах наличествуют еще гробницы, «расхищение» которых приятно напоминает старые части - чтобы добраться до заветного сундука необходимо решить ряд головоломок и оперативно преодолеть временно появившийся путь. Пускай головоломки не отличаются убийственной сложностью, а самих гробниц не так уж и много - но все равно приятно, что в текущем сеттинге разработчики нашли возможность добавить эти любимые многими геймерами элементы.
Ну, а в основном геймплей сосредоточен на двух вещах - акробатике и боях: почти 90 процентов игрового времени Лара будет либо куда-то карабкаться, либо кого-то убивать. Правда, благодаря современному движку акробатика теперь гораздо теснее дружит с физикой, а стрельба с баллистикой, что несколько добавляет игре сложности и разнообразия. Как дань первостепенности консолей, в игре появился quick time event - им разбавляются как кат-сцены, так и некоторые игровые моменты. Для дополнительной «казуализации» в игру добавлена система подсказок, воплощенная как дополнительная способность - Инстинкт выживания, при активации которой мир «сереет», а важные объекты подсвечиваются. Местами проскакивают и стелс-элементы, за грамотное использование которых можно получить несколько дополнительных очков опыта. В общем, геймплей отвечает всем основным требованиям современных эдвенчур, грамотно сочетая в себе элементы из других жанров, что не дает игроку заскучать.
Действительно самый «сильный» момент игры. |
Самопожертвование в имя спасения других - самый популярный сюжетный ход на протяжение всей игры. |
Так же современным стандартам игровой индустрии вполне отвечает и графика: картинка, конечно, не уровня frostbyte 2.0, но все равно достаточно фотореалистичная. Модели предметов и персонажей хоть и не настолько полигональны как шлем морпехов в БФ3, но достаточно детализированы и не бросаются в глаза острыми углами.
Кстати о персонажах - здесь, как и сейчас положено, не обошлось без штампов и изрядной доли толерантности. Взглянув на спасшийся экипаж без труда можно определить кто какую должность занимал в команде корабля. Единственное затруднение вызывает Рейес, которая в итоге оказалась механиком. Зато, по современным американским реалиям, у нее есть преимущество перед другими планировавшимися на эту роль персонажами - а) она - женщина, б) она - афроамериканка. Последнее кстати, возможно стало причиной того, что бортовой кок Иона стал представителем инденезийского архипелага, в противном случае ему явно готовилась роль классического «негра-здоровяка-добряка-шутника». Ну, и Сэмми, которая по сюжету выполняет не столько какую-либо роль, сколько выступает в качестве «приза», постоянно переходящего из рук в руки и в постоянных поисках которой Ларе, собственно, и приходится переступать через свою невинность. Ну, а дальше стандарт: сухапарый боцман с седыми усами-бакенбардами, очкастый программист-электрик в футболке с рисунком клавиши «Del», который пытается строить из себя героя, так как в тайне влюблен в Лару и напоследок - классический кабинетный ученый-археолог, готовый под предлогом любви к науке принести в жертву любого ради большого открытия.
Сама «молодая» Лара совершенно не похожа на себя «взрослую» - она еще не «отрастила» грудь четвертого размера, еще не заплетает волосы в знаменитую косу, еще предпочитает джинсы коротким шортам и не носит рюкзак за спиной - в общем, ни единого атрибута, по которым леди Крофт можно узнать даже в темном переулке в полночь. Все это сделано, по словам разработчиков, дабы как можно дальше дистанцировать еще необстрелянного молодого археолога от сложившегося образа «супервумэн». К слову, стремление разработчиков показать «человечность» Лары получилось каким-то скомканным: то она плачет над телом только что убитой косули, а получасом позже хладнокровно всаживает стрелу в голову неизвестного обитателя острова и обыскивает еще неостывший труп. И, если в начале это можно было понять и принять, то ближе к концу игры такие сюжетные ходы немножко раздражали.
Команда Эндьюренса - гимн толерантности. |
"Я - родился!" © Лунтик |
Вообще, сюжет один из немногих вещей в игре, к которым я отнесся без энтузиазма. По своей сути, стандартная «индианаджонсовская» история, начинающаяся как вполне себе научно-археологическая, а под конец скатывающаяся в фантастику-мистику, в сеттинге франшизы Томб Райдер выглядит уместно, однако, сценаристы, взяв за основной стержень моральное взросление героини явно не доработали в деталях. Да, очень хорошо расписаны моменты, заставляющие Лару превратиться из хрупкой девушки в непреднамеренную убийцу, но вот общий антураж и подоплека этих сцен несколько неубедительны и порой весьма неоднозначны. В сюжете много белых пятен, местами повествование без необходимости затянуто или наоборот урезано, есть вещи, которые становятся понятны с самого начала, а есть, что остаются неясными и после финальных титров. Чересчур большой упор в плане преподнесения истории сделан на дневниках, разбросанных по локациям, но сама необходимость поиска этих дневников сюжетно никак не обусловлена, поэтому для формирования общей картины происходящего нужно быть перфекционистом, иначе после «финальной схватки» к истории останется обоснованная претензия в недосказанности.
Ну, а, в общем, несмотря на ряд недостатков, Tomb Raider образца 2013 года является очень хорошим примером, как надо»реанимировать» старые-добрые франшизы - все то, что игроки называют «душой игры» было бережно сохранено и перенесено на современную платформу, с добавлением всевозможных модных современных фичей. Возможно, кому-то из ортодоксальных фанатов новая игра пришлась не по душе, но мне понравилось. Даже очень. И если еще какой-нибудь издатель возьмется реанимировать любимые мной когда-то серии, вроде Jedi Knight или Arcanum, я хочу, чтобы они брали пример со Square Enix.
PS. Как оказалось уже после покупки, в игре наличествует такая вещь как мультиплеер(!). Закинув пробный поплавок, я на практике определил, что в нем нет ничего необычного - стандартная калька с других мультиплеерных проектов, поэтому и на обзор данного явления я заостряться не буду.
Коротко:
Жанр: action/adventure
Смысл: выжить и стать расхитительницей гробниц
Место действия: остров Яматай (Филиппинское море)
Антураж: остров разбитых кораблей
Противники: выжившие на острове и демоны-самураи
Покупка: диск, цифровая версия через Steam и Origin
Мультиплеер: есть
|