Так уж получилось, что за сюрвивал-экшном I am Alive я наблюдал с самого момента анонса еще в 2008 году, когда еще читал «Игроманию» и покупал игры на 4CD. Не помню, что конкретно меня тогда в этой игре зацепило, однако она чем-то врезалась в память и я периодически проверял информацию о разработке и расстраивался из-за очередного переноса релиза. И вот, когда игра наконец стала доступна в Стиме, над ее покупкой я долго не размышлял - и, самое главное, в итоге совершенно не пожалел об этом.
В отличие от большинства игр с пост-апокалиптической тематикой, в мире IaA все прозаично - в упадке цивилизации виноваты не глобальная ядерная катастрофа, пришельцы или падение метеорита, а обыкновенное землетрясение. Обыкновенное, естественно, в плане природы, а не масштабов - согласно сюжету мощнейшие подземные толчки за одни сутки превратили большинство городов на территории США (а по правилам западной индустрии, это аналогично - «во всем мире») в груды бетонно-арматурных обломков. Ну, а дальше все в рамках классического «заката человечества», цена жизни в котором - банка колы, целый патрон или жаренная тушка грызуна. В общем, все это мы уже видели не раз с разными преамбулами и в разных вариациях, однако в I am Alive все это показано настолько естественно, что игре можно простить и устаревшую графику и сюжет на уровне не самой кассовой голливудской драмы.
История I am Alive строится вокруг человека по имени Адам, который в условиях конца света выживает только одной мыслью - вернуться домой к жене и дочке и его превращении из обычного «офисного планктона» которому вечно «не нужны неприятности» в хладнокровного «одинокого волка», который может без жалости и даже как-то буднично прирезать нескольких бандитов, преградивших ему путь.
На первых скриншотах игра была на порядок ярче, а Адам был больше похож на бывшего офисного работника. |
В некоторых местах видно, какая паника царила в городе во время землетрясения. |
Игровой мир представляет собой лежащий в руинах город Хэвинтон, по улицам которого гуляют пыльные бури, дороги прерываются огромными провалами, а в развалинах домов и полуразрушенном метро обитают не успевшие эвакуироваться выжившие. Изначально, как игровая локация город представляет собой «песочницу», перемещение по которой твердо не привязано к сюжету и ограничивается лишь способностями героя забраться куда-либо, однако большой нужды в этом нет - так как побочных квестов в игре ничтожно мало, а сбор лута зачастую опаснее, чем необходимость в нем, да и следуя сюжетной линии все равно можно увидеть самые интересные уголки Хэвинтона.
По геймплею игру можно поделить на два основных элемента, главный - перемещение по разрушенному Хэвинтону, и второстепенный - перестрелки с бандитами. Первый представляет собой сплав из Mirror's Edge и Tomb Rider - нужно постоянно куда-нибудь залезать, перебираться и перепрыгивать. Задача несколько облегчена за счет ограниченности передвижения - подходя к краю обрыва Адам будет грустно глядеть вниз, но без нажатия клавиши действия никаких дополнительных движений не выполнит, поэтому случайно упасть с края крыши или в какую-либо расщелину просто невозможно. Это несколько уравновешено наличием шкалы выносливости, которая неуклонно падает, если герой куда-нибудь карабкается и когда показатель опускается до нуля он бессильно разжимает руки и по-мужски, не издав ни звука, срывается. Во время длительного «промышленного альпинизма» восстанавливать шкалу выносливости можно либо перекусив чем-нибудь из припасов или приняв медикаменты либо «вбив» в стену крюк и повиснув на нем. Большинство мест, до которых по сюжету необходимо добраться, как правило, имеют достаточно линейный путь подхода, поэтому он разбавляется ответвлениями со спрятанными припасами и изредка дополняется обманками и тупиками. В общем же, несмотря на отсутствие общей динамики, очень часто IaA заставляет игрока думать оперативно и принимать быстрые решения и именно в них кроется вся соль игры - несмотря на очевидную линейность, пройдя очередной этап получаешь удовольствие, словно ты разгадал какой-то нестандартный ход разработчиков.
Первый урок «как выжить с пустой обоймой» сейчас начнется. |
Если убить главаря, остальные бросят оружие. |
Помимо лазания по карнизам и прыжкам через крыши Адаму предстоит встретиться с нынешними хозяевами разрушенного Хэвинтона - бандиты встречаются уже минут через 15 после появления героя в городе. И вот тут игра вновь преподносит сюрприз: хоть набор оружия и не богат (мачете, пистолет, лук и дробовик), но боевая система очень вариативна. А все дело в том, что в искусственный интеллект, отвечающий за поведение противников добавили то, что так не хватает многим играм - страх. В IaA при наведении оружия на противника он может отступить и бросить оружия, а может, наоборот, от страха начать стрелять. Но и помимо этого, ИИ ведет себя просто превосходно - при встрече группы бандитов они пытаются окружить героя или зайти ему за спину, очень быстро соображают, если Адам «блефует» и патронов в оружии нет, а если сразу убить главаря - то велика вероятность, что его сообщники сложат оружие. В результате, встреча с группой бандитов всегда получается «мини-стратегия», где нужно быстро сообразить: кого и в какой последовательности нужно нейтрализовать, кого припугнуть и как не допустить, чтобы в это время зашли со спины. Так же задача усложняется тем, что патроны - полнейший дефицит, и просто найти их где-нибудь практически нереально - можно лишь подобрать с трупа поверженного врага. Немного легче становиться, когда появляется лук - стрелы с него можно подбирать, однако и тут разработчики все продумали - данное оружие враги не боятся, поэтому приходиться грамотно совмещать припугивание огнестрелом и убийство из лука. К середине игры так же появляются враги в бронежилетах, которые вовсе ничего не бояться и убить которых можно только выстрелом в голову, зато после с их трупов можно разжиться дополнительной броней. В разрез современным тенденциям устроен и «лайф бар» героя - в игре, как в старых-добрых экшнах присутствует шкала здоровья, которая со временем не восстанавливается, а пополняется лишь медикаментами или пищей.
В некоторых местах только скудность картинки скрашивает ужасы, царящие в Хэвинтоне. |
Корабль посреди города - некий реверанс разработчиков фильму-катастрофе «Послезавтра». |
Главная «валюта» игры - повторы, благодаря которым при неблагоприятном итоге событий переигровка начинается с одного из чекпоинтов, а не с самого начала эпизода. А переигрывать порой приходится довольно часто - прохождение уровня хоть и линейно по своей сути, но в большинстве своем путь не всегда очевиден и, зачастую, необдуманные до конца действия приводят к печальным последствиям. Пополняются повторы после успешного прохождения участков эпизода, либо даются в награду за помощь гражданским, которая, в большинстве своем, сводится к дележке припасами и медикаментами.
В целом же, играя в I am Alive обидно становиться только за одно - когда мы уже видели на что способны последние фростбайты и крайэнджины, хорошо понимаешь, насколько бы неописуемо прекрасно выглядели пейзажи разрушенного Хэвинтона, если бы Ubisoft использовали для игры актуальный движок. В остальном же IaA тянет на твердую «пятерку» - пост-апокалиптический антураж, дизайн и геймплей выполнены на высоком уровне. Поэтому, если вы любитель фильмов-катастроф, Фоллаута и Метро 2033 ознакомится с данной игрой настоятельно рекомендую.
Коротко:
Жанр: survival action
Смысл: найти семью после конца света
Место действия: Хэвинтон (вымышленный американский город)
Антураж: развалины современного американского мегаполиса
Противники: уличные бандиты
Покупка: цифровая версия через Steam
Мультиплеер: нет
|