Вот и я, наконец, добрался до недавно ставшей очень популярной игры под названием DayZ. Хотя игра, это пока слишком громко сказанное - данный проект на первых порах являлся полу-профессиональным модом к по-своему неплохому тактическому шутеру Armed Assault 2, больше известному по своей аббревиатуре - ArmA и представляет собой симулятор выживания в условиях «зомби-апокалипсиса». Согласно «легенде» проекта, работой над данным модом в свободное от основных обязанностей время занимался один из разработчиков оригинальной ArmA2 и лишь совсем недавно решился «выкинуть в сеть» данное творение. И совершенно неожиданно для самого себя обнаружил, что сей проект стал очень популярным, о чем говорит уже то, что продажи оригинальной ArmA2: Operation Arrowhead, необходимой для работы мода, увеличились по сравнению с предыдущими периодами в пять раз. В стане разработчиков, чешской компании Bohemia, быстро смекнули, что к чему и отрядили в помощь прозорливому сотруднику дополнительную команду и на данный момент патчи к находящемуся пока еще в стадии альфа-тестирования DayZ выходят раз в два-три дня и по состоянию на 27 мая игра уже добралась до версии 1.6.
Ну, это все технические детали, а самое главное - это основная идея, которая, как оказалось, очень нравится игрокам. Действия игры происходят на побережье Черноруссии, в огромном (по игровым меркам) открытом мире, площадью 225 квадратных километров, на котором располагается ряд разнообразных поселков и городков, крохотных хуторов, а также заброшенных промышленных и военных объектов. Номинальными противниками являются «заселяющие» данные объекты зомби (почему номинальными, я поясню ниже), а главная цель проста - выжить. Однако, в отличие от других подобных, но «коммерческих» проектов, выходивших в последнее время (Left4Dead, Dead Rising, Dead Island) отстрел зомби не является основополагающей частью геймплея, да и, если взглянуть глубже, игра вообще не ставит перед игроком какие либо четкие цели, а, словно штатная MMORPG, затягивает двумя простыми вещами - исследованием и развитием.
До боли знакомые виды пришлись по душе российским игрокам |
Первое заключается в прогулках на огромной территории с массой разнообразных строений в антураже российской провинции позднего советского периода, а второе - в поиске и сборе вещей (лута), начиная от оружия и патронов, заканчивая продуктами и питьем. На втором, во многом, концентрируется «симуляторная» составляющая - у игрока есть ряд шкал: температура, количество крови, жажда и голод, каждая из которых может меняться - жажда и голод просто со временем, а остальные в зависимости от ситуации. Жажду и голод можно утолять либо найденными припасами (консервы и банки с содовой), либо набирая воду в водоемах и занимаясь натуральной охотой. Кстати, утоление голода охотой тоже доведено до максимальной правдоподобности - необходимо убить животное, освежевать с помощью охотничьего ножа, развести костер, предварительно заготовив дрова и найдя спички, приготовить мясо и только после этого уже начинать прием пищи. Количество крови теряется после ранений и в отсутствие перевязки можно натурально ее истечь и погибнуть, а температура может повысится, если персонаж подхватит лихорадку, либо можно получить переохлаждение долго находясь под дождем и т.п.
Говоря о дожде сделаю небольшое отступление в сторону игрового мира. Он достаточно динамичен: постоянно меняется погода, от яркого солнца и голубого неба до грозы и черных туч с соответствующими природными явлениями между ними. Идет ротация времени суток, причем завязано оно на настоящем времени и продолжительность дня, ночи и сумерек между ними соответствует реальным. Этого, в общем, пока достаточно, что бы хоть немножко, но поверить в «реальность» происходящего.
В девяти случаев из десяти - зомби лучше обойти |
Не последнее место в игре занимает взаимоотношения между игроками, и вот тут стоит напомнить вышеописанной «номинальности» зомби как главных противников - несмотря на «исходные данные» главным источником проблем являются такие же выжившие как и вы, ибо стремление к наживе зашито в природе человека (у кого-то больше, у кого-то меньше) и получить пулю от затаившегося в кустах охотника за чужим хабаром здесь можно гораздо чаще, чем погибнуть от рук восставших мертвецов. Порой данной «забавой» занимаются настоящие банды по 5-7 человек, орудующие в окрестностях городов и военных баз. Однако чаще, особенно на первых этапах игры, игроки предпочитают сотрудничать, составляя либо временные альянсы для очистки близлежащих бараков, либо постоянные - для планомерных вылазок на богатые лутом локации. Но, в основном, как и в жизни, люди стараются сторониться друг-друга, и просто обходят другого персонажа по большой дуге. Всего на одном сервере, в среднем, находится пятьдесят человек - это хоть и не так много для такого большого пространства, однако шанс неожиданно встретиться с другими игроками довольно высок, в особенности около населенных пунктов. К примеру, лично я повстречал другого персонажа буквально через несколько минут после первого запуска игры (судя по хабару, такого же новичка как я), а еще минут через пять мы встретили третьего игрока (по обмундированию и оружию - гораздо более опытного), который либо по доброте душевной, либо оттого, что ему с нами было просто по пути довел нас до одной из военных баз (?), где вступил в перестрелку с бандитами и удалился в неизвестном направлении, утянув за собой изрядную часть зомби (они тут достаточно резвые и имеют прекрасный слух), «гуляющих» у огромных гаражей, что предоставило нам шанс без проблем обыскать эту территорию.
Выживать в компании не только проще, но и веселее |
Кстати, то, что я неожиданно для самого себя перешел на рассказ собственной игры показывает еще один плюс - в этом «мире» история каждого игрока индивидуальна, и о ней действительно хочется рассказать другим в деталях и с эмоциями. Причем рассказать как о реальной истории из жизни: опустив подробности о многочасовых «холостых» перебежках и преукрашая значимые моменты, хотя в игре все происходило далеко не так красочно.
Что еще замечательного в идеи игры - из-за своей специфики она достаточно быстро отсекает определенную группу личностей, ищущих драйв и быстрые пути к вершине и которые в других мультиплеерных играх зачастую своим поведением портят другим людям игру и настроение. После двух-трех часов прогулок по пустому лесу, при попытке «рашить» в схватке с зомби и быстрой смерти или насмотревшись мануалов и гайдов на ютьюбе через два часа игры обвешавшись лучшим оружием они просто теряют интерес к игре и исчезают с просторов Черноруси.
Но все таки, понятие основной мысли игры - это дело индивидуального восприятия, поэтому закругляясь вернусь к околоигровым составляющим и отмечу еще один момент: из-за растущей в геометрической прогрессии популярности DayZ предложения серверов значительно уступают спросу игроков - перед тем как зайти в игру около получаса я мотался по браузеру серверов, в поисках хотя бы одного свободного места. На русские сервера с хорошим пингом попасть мне так и не удалось, пришлось играть на немецких и французких с пингом ~200 и частыми обрывами. Но, сервера это дело наживное - уже сейчас можно заметить, что их количество неуклонно растет день ото дня.
В общем же, сейчас игра хоть и явна сырая - все таки это еще даже не бэта, а всего лишь альфа версия проекта - но уже сейчас содержит в себе ряд интересных решений и несмотря на отсутствие конкретики и конечной цели довольно таки затягивает. Все это, а так же учитывая ту поддержку, которой постоянно занимаются разработчики, дает право надеяться, что к финальной версии проекта нас ждет что-то по-настоящему продуманное и интересное.
Коротко: Жанр: FPS/TPS/action Слоган: Scavenge. Slay. Survive (Собирай. Убивай. Выживай) Смысл: выживание в условиях «зомби-апокалипсиса» Конечная цель: нет Место действия: Чернорусь (вымышленная страна) Антураж: российская глубинка позднего советского периода Противники: зомби (трех видов) и другие игроки (PvP) Респаун: «с нуля» (пистолет + стандартный минимум) Необходимо: лицензия ArmA2: Operation Arrowhead + бесплатный дистрибутив мода с сайта dayzmod.com Онлайн-система: клиент-сервер Игроков на сервере: max 75
|